Проекты

Более 5 тысяч автовладельцев проинформированы о потенциальной опасности своего автомобиля

В октябре на портале Госуслуг был запущен проактивный сервис по информированию граждан об отзывных кампаниях автомобилей. С его помощью за первые 3 месяца о потенциальной опасности своего транспортного средства узнали более 5 тысяч автовладельцев. Данный сервис запущен в рамках масштабного проекта Росстандарта по цифровизации отзывных кампаний. Поставщиком ИТ-решений в рамках проекта выступает Агентство «Полилог».
Чтобы обезопасить участников дорожного движения, еще на этапе проектирования автомобиля производители подтверждают его соответствие требованиям безопасности. Тем не менее, иногда те или иные детали могут быть изготовлены или установлены с браком. Чтобы уведомить об этом автовладельцев и осуществить бесплатный ремонт, изготовитель согласовывает с Росстандартом и запускает отзывную кампанию, а затем отчитывается перед ведомством о произведенных ремонтах.
В 2022 году запущено 104 отзывные кампании, в рамках которых отозвано 487,2 тыс. авто. Самые массовые отзывные кампании инициированы Volkswagen (75,4 тыс. авто), Kia (48,3 тыс. авто) и Mercedes-Benz (38,3 тыс. авто). При этом далеко не все отозванные авто проходят необходимый ремонт. В 2022 году его прошли всего 37,2 тыс. машин – это порядка 7% от общего числа авто, попавших в отзыв в этом году. На это влияет совокупность факторов. Во-первых, общая ситуация на российском авторынке: уход иностранных производителей, дефицит комплектующих, всплеск угонов и др. Во-вторых, далеко не все автовладельцы проинформированы о том, что их авто находится в отзыве.

Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Ефимов отмечает: «По данным автопроизводителей, с 2015 года по 2022 год в отзыв попало примерно 6,5 миллионов отозванных машин, из них ремонт прошли 1,7 млн авто (26%). Это связано в том числе с тем, что автовладельцы своевременно не получали информацию об отзыве. Это колоссальная социально-значимая проблема, решение которой является одним из приоритетов ведомства в ближайшие годы».
Для решения данной проблемы Росстандарт совместно с Агентством «Полилог» уже создали несколько каналов информирования граждан об отзыве. Россияне имеют возможность узнать о нём через проактивный сервис на портале Госуслуг, в интерактивной форме на сайте Росстандарта, а также через ряд коммерческих сервисов, в которых можно проверить информацию об автомобиле. Так, информация об отзыве доступна в АВТО.ру и Автотеке, использующих актуальную базу отозванных машин, которая публикуется в виде открытых данных на сайте Росстандарта.
В отличие от других каналов взаимодействия, проактивный сервис на портале Госуслуг сообщает о необходимости отзыва автоматически. Уведомления получают владельцы транспортных средств, информация о которых подтверждена в личном кабинете на «Госуслугах». После прохождения ремонта по итогам отзыва автовладельцы получают второе уведомление о готовности машины к эксплуатации.
Данные, которые использует проактивный сервис, передаются на «Госуслуги» через Личный кабинет автопроизводителя. Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений Агентства «Полилог», разработчик POLYCODE прокомментировала: «Центральным ИТ-решением в рамках проекта является Личный кабинет автопроизводителя, через который запускаются отзывные кампании. Он обеспечил непрерывную коммуникацию всей цепочки участников отзыва: государство – автопроизводители – автовладельцы. Сейчас к ЛК подключены 27 производителей, из них 13 провели отзывные кампании в этом году».